понедельник, 20 мая 2013 г.

Тории


Функция тории – отмечать вход на сакральную территорию. На дороге, приводящей к синтоистской святыне, сандо, почти всегда имеются одни или двое тории, что в первую очередь делает легкой задачу отличить синтоистскую святыню от буддистского храма. Первые тории называют «ити но тории». Тории могут также находиться в разных местах в пределах священной территории и указывать на усиливающиеся уровни святости, по мере приближения к главной кумирне (хондэн).
Есть множество версий происхождения тории.

Некоторые исследователи считают, что в прошлом тории использовались при входе в буддистские храмы. Даже в наши дни можно видеть тории на территории старейшего буддистского храма Осака, Ситэнно-дзи. Оригинальные деревянные тории сгорели в 1294 году, их поменяли на каменные тории. Но многие буддийские комплексы имеют на своей территории синтоистские святыни и вполне естественно, что тории отмечают вход в синтоистскую кумирню на буддийской территории. Или, например, синкретическое божество Бэндзайтэн, объединяющая элементы синто и буддизма. Залы Бэндзайтэн могут быть найдены и в буддийских храмах и в синтоистских святынях, а сама богиня иногда изображается с тории на голове.
Одни ученые полагают, что форма тории происходит от ворот торана, установленных в заборе по четырем сторонам света, окружающем Большую Ступу в Санчи (Индия). Другие склоняются к мнению, что тории больше связанны с китайскими арочными воротами пайлоу. Но есть и некоторые свидетельства, что тории существовали в Японии в середине эпохе Хэйан, и может быть, они действительно произошли в Японии, но в прошлом форма очень медленно развивалась до того момента, как они стали считаться необходимыми для святынь.
Не существует единственного общего мнение, получившего полное одобрение, аналогично нет общей теории относительно происхождения слова «тории».
Тории, тори-иясу или тори-ита, «птичий насест», но когда-то тории называли «уэфукадзу-но-микадо» (или «уэфукадзу-но-гомон»), в переводе «ворота без крыши», а использование почетной приставки «ми» (го) позволяло сделать заключение, что такие ворота были связаны с синтоистскими святынями. И вот «тори-иру» означает «пройти через вход».

Основываясь на фактической функции тории, их можно считать границей между светской и священной сферами.
В аэропорту Ханэда в Токио на пути запланированной новой взлетно-посадочной полосы находились тории высотой 7, 2 метра. Ворота первоначально были установлены при входе в святыню Анамори Инари, прежде чем началась Вторая мировая  война, но после войны американцы реквизировали область и святыня была перемещена. Тории решили оставить на прежнем месте, по той причине, что местные жители стали возражать, боясь наказания со стороны синтоистского божества. Но проблема оставалась, и решили всё же демонтировать ворота. Опять начались волнения из-за страха подвергнуться божественному гневу. Тогда власти пошли на компромисс и решили переместить тории к берегу реки Тама, на расстояние примерно 800 метров от прежнего места..

Комментариев нет:

Отправить комментарий