четверг, 30 мая 2013 г.

Камни сада Рёан-дзи



Пишет Динара (from_there)

Внезапно. Давно хотела про это написать, вообще каждый раз хочу, когда слышу про камни сада Рёан-дзи, а слышу я про них не так уж и редко ))) Останавливает какждый раз отсутствие под рукой фотографий, но сегодня я поняла, что, видимо, фотографий под рукой в нужный момент не появится, а молчать я больше не могу. В результате фотографии есть, но чужие, честно стыренные в интернете ))

Сад камней храма Рёан-дзи, наверное, один из самых известных японских садов, один из самых посещаемых в Киото.



А известен он 15 камнями, которые, говорят, никогда нельзя увидеть сразу, "с какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения". Примерно так про него и это примерно всё, что про него знают. Приезжающие в сад туристы первым делом кидаются считать камни, только потом, может быть, идут смотреть, что там есть еще. Загадка камней сада Рёандзи приравнивается порой к загадке японской культуры. Про 15 камней любят вставлять ремарки в рассуждения о Японии. Мы сами еще в студентчестве думали создать сайт о Японии, назвав его "сад камней Рёандзи". Концепт сайта был в том, что всего на нем 15 разделов (что-то вроде "еда", "история", "религия" и т.д., детали уже не помню), перечисленные на вкладках слева, НО слева всегда можно было бы увидеть только 14 вкладок, так как на пятнадцатой вы находились в каждый конкректный момент. Вкладки-ссылки планировалось сделать в виде камней, дизайн сайта - с аллюзией на храм. В общем-то идея сайта и сейчас мне представляется занятной, но мы тогда не осилили, увлекшись другими идеями (а идей у нас в ту пору написания дипломов было больше, чем нужно, лишь бы сам диплом не писать, из них действительно реализована была только рассылка на Городских Котах "Сны о Японии", но это к теме поста не относится)).

Так вот, к чему всё это я? А к тому, что я и сама когда-то примерно так же кинулась считать камни, и, как и многие, быстро нашла все 15. И только спустя какое-то время я поняла и смысл этих камней, и бессмысленность их подсчитывания. Собственно сатори снизошло при рассматривании неприметной чашу с водой в той части сада, что видна с обратной от сада камней стороны задния. 



Вначале меня привлекло, как написаны иеглифы 吾, 唯, 足 и 知 - они идут вокруг центра в форме квадрата, который является при этом частью каждого из иероглифов. Плюс вторая часть иероглифы, которая собственно и написана, сама по себе тоже иероглиф, то есть на первый взгляд это 五・隹・疋・矢, и только со второго взгляда понимаешь, что это 吾, 唯, 足 и 知. Наудивлявшись вволю тому, как ловко подобраны иероглифы, я вдруг осознала, что это не просто иероглифы, это фраза. 吾唯足知. Сверху вниз по часовой стрелке. Иными словами, это фраза 吾唯足るを知る (われ ただ たるを しる - именно так и читаются 吾唯足知, другого прочтения у них нет), которую я не могу перевести буквально, но смысл которой сводится к умею довольствоваться малым, находить радости в том, что есть. Смотреть своими глазами на мир и доверять им. И не искать 15 камень, ведь его можно найти: камни не прячутся, они словно сливаются в единое целое, словно камни меняют свою форму, но если знать, какие камни где, разглядеть их в изменившейся форме не так уж и сложно. Но не надо, не надо стремиться охватить всё, надо просто смотреть на мир таким, каким он представляется, и получать от этого удовольствие. Просто радоваться красоте сада, цветущей сакуре. Радоваться тому, как меняется пейзаж и камни при смене места наблюдения, тому, какой разный сад с разных точек знения. Просто довольствоваться тем, что мир может предоставить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий